1.Реализация адаптированных образовательных программ

Нормативно-методическим обеспечением разработки адаптированных образовательных программ является:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; 

«Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования». Утверждены директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 20 апреля 2015 года № 06–830 вн.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося или обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья.

Адаптация образовательных программ осуществляется с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и психолого-педагогического консилиума Коледжа.

Нормативный срок освоения программ определяется в соответствии с ФГОС СПО по соответствующей профессии/специальности. Срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на 6 месяцев, по специальностям СПО – не более чем на 10 месяцев.

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования ориентированы на решение следующих задач:

  • повышение уровня доступности среднего профессионального образования для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ;

  • повышение качества среднего профессионального образования обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ; 

  • создание в Колледже специальных условий, необходимых для получения среднего профессионального образования обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, их адаптации  и социализации; 

  • формирование в Колледже толерантной социокультурной среды. 

Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование:

  • специальных методов обучения и воспитания; 

  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

  • услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В случае если содержание дисциплины (модуля) предполагает выполнения определенных специфических действий и представляет собой проблему или действие, невыполнимое для обучающихся, испытывающих трудности с передвижением или речью, то преподаватели данных дисциплин (модулей) учитывают эти особенности и предлагают обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала. 

Созданы условия для обучающихся с инвалидностью по основным видам нозологий: с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Наличие адаптированных учебно-методических материалов

Обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим Колледж обеспечивает их печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и другие учебно-методические материалы) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

 

1) для лиц с нарушениями зрения: 

  • в форме электронного документа;

2) для лиц с нарушениями слуха: 

  • в печатной форме; 

  • в форме электронного документа; 

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

 

  • в печатной форме; 

  • в форме электронного документа; 

  • в форме аудиофайла; 

4) для лиц с нервно-психическими нарушениями (нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.

 

Данный перечень дополняется и конкретизируется исходя из потребностей конкретного обучающегося с инвалидностью или ОВЗ.

3. Наличие специальных средств обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В ГБПОУ «Борский Губернский колледж» организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у студентов социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры. 

Внеучебная деятельность в Колледже организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с нормативно развивающимися сверстниками.  При планировании мероприятий учитывается  необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.

© 2021 ГБПОУ Борский Губернский колледж